
Помните
книжные истории о ярком XVIII
столетии с его культом детства и глубоким вниманием к домашнему образованию?
Няни, гувернантки и прочие даже «француженки» и вовсе «немки»… А перед сном
старинная толстая книга с замысловатыми сказками, аккуратно зачитываемая тихим
маменькиным голосом.
Потом
к педагогическому рулю пришли революционно настроенные умы, вполне официально
делегировавшие мысль об исключительной пользе общения родителей и малыша.
Смелая Мария Монтессори, гениальный Лев Семенович Выготский… их труды и по сей
день можно читать в качестве бестселлеров, а если кое-что воплощать в жизнь,
можно стать родителями нового гения! Проверим?
В
общем, сегодня говорим об общении. И еще один ныне здравствующий классик
неврологии и нейропсихологии Оливер Сакс по-современному прагматично выражается
примерно так: «Мать или отец…, разговаривающий с ребенком, — шаг за шагом ведет
своего младенца ко все более высоким уровням языка; мать вводит его в язык и в
картинку мира… Необходимо все время иди на шаг впереди ребенка…; дитя не может
продвинуться к следующей ступени иначе, нежели в речевом обмене с матерью… Социальное
и эмоциональное общение, как впрочем, и общение интеллектуальное, начинается с
первого дня жизни». Кажется, что если молодые родители по-настоящему осмыслят
эту цитату, они смогут осмыслить тайну психологического развития собственного
ребенка и, значит, устроить для него самое светлое будущее.
Как?
Верно — общаясь!
Правила развивающего
общения с малышом
Первое и самое главное
правило говорит об обязательном наличии тесного речевого контакта мамы, папы и
малыша.
Многие
удивляются — да ведь он еще ничего не понимает, а новоиспеченные отцы и вовсе
могут заявить о готовности вступать в дискуссии по достижении ребенком
паспортной зрелости. Не раньше, дескать, до этого бесполезно. И вот он,
природный парадокс, оказывается все происходит с точностью до наоборот: чем
больше у крохи входящей информации, тем активнее и разнообразнее выстраиваются
ассоциативные связи между нервными клетками и, значит, тем быстрее приближается
момент, когда малыш сможет поддержать разговор о теории квантов. Таким образом,
во благо интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию, гордого
обитателя люльки необходимо поощрять экспрессивными обращениями и прочими
размышлениями.
Второе правило
усиливает первое и помогает перескочить порог «молчаливости», который так часто
преследует некоторых родителей.
«Я
не могу взять и начать разговаривать с ребенком, он меня не поймет, а я буду
чувствовать себя глупо» — так заявляют мамочки и скорее обратятся на прогулке к
пакетику орешков, чем к ненаглядному розовощекому чаду. Напрасно они так,
увидите, обязательно намекните о том, что разговаривать можно начать «с листа».
Об облаках, о солнышке, о красивых листочках, о пролетающих птицах, о бегущей
из крана воде… Вы думаете малышам все это набило оскомину и не привлекает? Как
бы ни так! — они же все видят впервые и
им все надо знать. Потому рассказывайте крохе о мыслях, делитесь наблюдениями и
ловите полный удивления взгляд.
Третье правило берет на
себя ответственность за информационную
наполненность вашего послания.
По
воле природы мы воспринимаем львиную долю информации по невербальным каналам.
То есть как бы в обход слов. Все наши жесты, мимика лица, поза тела во время
общения делает речевую картинку объемной, как в 3D книжке. И на первых порах младенец
усваивает информацию именно благодаря этим помощникам. Речевой смысл слов
придет позже, а пока понятие «хороший», это не сумма семи звуков, а мамина
улыбка, мягкий голос и распахнутые объятия… А слово «плохой» почему-то
заставляет напрячься и свернуться в калачик вслед сведенным к переносице
бровям. И если вам сейчас кажется, что подобное общение с малышом более всего
напоминает театр, вы ни сколько не ошибетесь, разве что промахнетесь с широтой
понятия. На самом деле «театр» драматической пантомимы разворачивается и в
бытовом общении взрослых.
Вывод
напрашивается простой: если хочется воспитать чуткого и лингвистически
грамотного малыша, необходимо говорить не только языком, но и всем телом, не
скупясь на жесты и эмоции!
Четвертое правило
общения с малышом напоминает о том, что нет второстепенных тем.
Если юный пытливый ум сию минуту требует объяснения по теме «Откуда берется
ветер» или непременно хочет показать новый рисунок, ваша задача не сплоховать и
вовлечься в предлагаемый процесс, возможно с ущербом для очищаемой в этот
момент картошки. Только благодарный терпеливый слушатель и искусный собеседник
останется в детском сознании на почетном пьедестале авторитета.
Наконец,
пятое правило запрещает любые критиканские выпады в пользу подрастающего
карапуза. Вам должно быть интересно разъяснять и знакомить карапуза с языком,
ведь в языке заархивирована наша богатейшая культура, а значит и мы с вами!