Влияние памперсов и мультфильмов на речевое развитие детей: мнение логопеда
Влияние памперсов и мультфильмов на речевое развитие детей: мнение логопеда
03/07/2020
Клишковская Анна
130

Ирина Александровна Мурашова – логопед-дефектолог объясняет причину участившихся случаев появления нарушений развития речи у современных детей и дает практические советы родителям, как помочь таким деткам в домашних условиях.


Задержка речевого развития

Еще несколько десятилетий назад дети в определенном возрасте имели гораздо больший словарный запас (и успешно пользовались им) по сравнению с сегодняшними одногодками. Наблюдается устойчивая тенденция к отставанию в развитии речевых способностей у современных малышей. Причем это проблема мирового масштаба, а никак ни одной конкретной страны. Глобальные причины подобного явления пока остаются невыясненными, но ведущие логопеды считают, что среди ключевых моментов есть и ошибки, допускаемые родителями в организации воспитательного процесса.


Ребенок 21 века испытывает дефицит живого общения

Не секрет, что современные дети крайне мало общаются со своими сверстниками и друзьями. Примерно 20-30 лет назад подавляющее большинство детей школьного возраста массово гуляли во дворах городских кварталов, причем без строгого родительского надзора – сами. Компании были абсолютно разновозрастные, там старшие присматривали за младшими, а младшие брали пример со старших – получалась такая своеобразная круговая порука. Дети разных возрастов прекрасно уживались и принимали участие в совместных играх. Подобная практика была отличным стимулятором для приобретения навыков общения, развития мышления, а значит и речевых способностей. Сегодня же ситуация изменилась в корне. Маленькие дети выходят на улицу только в сопровождении бдительных взрослых. Подростки либо вообще не выходят – сидят дома с гаджетами, либо выходят только для того чтобы посетить школу или кружок, где отсутствуют должные условия для спонтанного общения и игр.

Те же закономерности присутствуют и внутри семей – дети явно недополучают общения на отвлеченные темы с собственными родителями. Все беседы сводятся к: «Ты поел?», «Что там в школе?» и т.п. тривиальностям. Да, никто не спорит, современные родители катастрофически заняты, а когда у них высвобождается минутка, стремятся ее потратить на собственный отдых (который часто подразумевает «общение» с телефоном или компьютером), а ребенка отвлечь очередной бездушной игрушкой.

Итак, выходит, что мы все больше покупаем чего-то нашим детям (часто совершенно бесполезного), но при этом все меньше разговариваем с ними, смеемся, обсуждаем какие-то совместные события (которых также становится все меньше). А это огромнейшая ошибка со стороны нас, взрослых, ведь ничто так хорошо не «прокачивает» речь и мыслительные способности, как простое человеческое общение. Особенно это важно для самых маленьких деток, которые только начинают познавать азы будущей речи.


Родители, ау, очнитесь

Практические советы родителям, которым выпала честь воспитывать детей в сложном 21 веке. С момента появления на свет младенца старайтесь как можно больше общаться с ним. Сперва ребенок будет слышать только сам голос близких, потом улавливать интонацию, но пока без понимания смыла. Но совсем скоро он начнет лепетать в ответ: вначале произвольно – в пустоту, а потом станет направлять свои эмоциональные реакции непосредственно к родителям. Те детки, которые слышат, как мама комментирует все свои действия, поет, рассказывает стишки и сказки, очень быстро учатся коммуницировать.

По мере взросления, заложенный во младенчестве пассив, будет воспроизводиться ребенком. Деток, с которыми активно общались – родители, бабушки с дедушками, видно невооруженным взглядом. У них отличная память, они начинают рано разговаривать, говорят сложными осмысленными фразами, имеют богатый словарный запас.

Чтобы формирование речевых и мыслительных навыков проходило правильно необходимо обеспечить деткам игры и свободное общение. Родителям важно не упустить момент и попытаться все это дать своему чаду. Безусловно, часть нагрузки по созданию подходящей среды ляжет на дошкольные учебные заведения и школы. И, тем не менее, каким бы полноценным ни было общение ребенка в коллективе, основы развития речи все равно закладываются в семье.


Бесконтрольное просматривание мультфильмов

В анимации самой по себе нет ничего плохого, если она представляет собой достойный контент. Вопрос в количестве и, как уже упоминалось, в качестве, а также в соответствии возрасту и времени просмотра.

Замена живого общения мультфильмами ничего хорошего для формирования речевых навыков не даст. Мультфильмы учат только отраженной речи, которая не передает ни смысла, ни эмоций текста.

Малыши, которые много времени проводят за просмотром мультфильмов, зачастую разговаривают фразами, позаимствованными у любимых героев. При этом они вставляют выражения невпопад, они не понимают, подходят ли данные фразы для живого общения или нет.

При неформальном общении ребенок учиться ориентироваться в человеческой речи, глубже понимать смысловые посылы, он постоянно задает уточняющие вопросы, отвечает на такие своему собеседнику, учиться понимать многозначность слов, образность речи. Он узнает, что при помощи слов и речи можно не только обозначать конкретные предметы, но и передавать чувства, эмоции, учиться сравнению, анализу, делать собственные умозаключения. Бесконечный просмотр одних и тех же трансляций, слепое дублирование пусть и сложных выражений, не дает даже намека на возможность развития речи и мышления.


Действия родителей

Как бы ни банально это звучало, но родители должны исполнять функции контролирующего звена – строго ограничивать время, проводимое ребенком около экрана или планшета. Особенно внимательными нужно быть к детям младше трех лет. Многие врачи вообще не рекомендуют развлекать их мультиками. Понятно, что мама должна иметь возможность заниматься домашними делами, уделять время себе и другим домочадцам, подрабатывать, но при всем этом нужно попытаться отыскать для крохи достойную альтернативу мультипликации. Возможно, перебирание цветных пуговичек, лепка из пластилина, рисование станут лучшим вариантом времяпрепровождения для малыша, чем просмотр телевизора, тем более что развитие мелкой моторики благотворно отражается на формировании речевых навыков.

Очень полезно с точки зрения развития речи такое занятие, как совместное чтение книг. Многие спросят, а в чем же разница между пассивным просмотром мультфильмов и пассивным слушанием сказок? А разница в том, что смотря мультик, ребенок исполняет роль зрителя, а читая с мамой книгу, становится полноправным участником процесса. Особенно если мама знает, как правильно читать книги: задает вопросы по ходу развития сюжета, интересуется именами героев, кто из них положительный, а кто отрицательный и т.д. В первое время ребенок вряд ли станет отвечать, он будет просто слушать и согласно кивать на мамины объяснения. Но через несколько «сеансов» уже сам сможет описывать действующих лиц, отвечать на вопросы по тексту.


Памперсы, как причина отставания в развитии речи

Сложно найти большее благо для современных родителей, чем памперсные подгузники. Отсутствия необходимости без конца стирать пеленки, мять и переодевать грудничка – это великое дело. Но и в этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Дело в том, что нервная система человека беспрерывно зреет и развивается, и в определенный момент ребенок должен понять, что ему необходимо сигнализировать, когда он готов сходить в туалет. Из-за того, что родители чрезмерно увлекаются использованием памперсов очень многие детки, которым по возрасту уже давно пора проситься на горшок этого не делают.

Присмотритесь, немало не говорящих трехлеток, в этом возрасте продолжают носить памперсы. Мало того, что они не просятся в туалет, они даже понятия не имеют о том, как попроситься на горшок, даже жестами не показывают потребности справить нужду. Нельзя, конечно, утверждать, что долгое ношение памперсов непременно станет причиной речевых отклонений, но свою отрицательную роль оно может сыграть.


Действия родителей

Горшок должен появиться в доме вместе с малышом и задача родителей, как можно чаще показывать его крохе, объяснять для чего он нужен. Мама с папой могут периодически усаживать на него ребенка, а если тот не хочет и сопротивляется, то можно взять в помощь игрушки. Наблюдая за действиями родителей, ребенок будет запоминать, что к чему, а по мере взросления применять полученные ранее знания. Постепенно ребенок сможет понимать позывы своего тела, научиться озвучивать желания и, в конце концов, садиться на горшок (пусть не всегда удачно, но прогресс будет виден очень скоро).

Важно распознать тот момент, когда ребенок начнет сам проявлять интерес к процессу, так как если упустить его и оставить малыша в памперсах, позже он может надолго отказаться от горшка. Приучение к туалету станет длительным и мучительным.

Сегодня многие смеются над старым способом приучения ребенка к горшку – высаживанием. А зря. Он не так уже безнадежен и плох. Чем раньше ребенок начнет понимать, что хочет в туалет и станет контролировать процесс, тем здоровее будет его нервная система.

Вам также будет интересно
Святая царица Александра РимскаяЧитать статью
Детское пюре из цветной капусты: проверка РоскачестваЧитать статью
Миндальное масло: секреты красотыЧитать статью
Как давать детям свободуЧитать статью
Мастер-класс: детская прическа «Мальвина» и ее вариацииЧитать статью
Подтягиваем овал лицаЧитать статью
Комментарии
Подпишитесь на рассылку полезных статей от "НЯНЯ.РУ"